Топливные установки

05.02.2016

В последние годы японские фирмы Toyota, Mitsubishi, Lexus и другие создали много образцов ВЭМ с пробегом до заправки 500 км. Принципиальное устройство таких автомобилей представляет собой следующее: четыре электромотора вращают колеса (мотор-колесо), делая автомобиль полноприводным; батареи ТЭ расположены внутри двойного днища кузова, а сжатый иод давлением 70 МПа водород хранится и специальных сверхпрочных баллонах. У модели Toyota Fine-N баллоны находятся в том же двойном днище под задними сиденьями и расположены перпендикулярно направлению движения. Управление всеми системами осуществляется ЭБУ по проводам.

Фирмами BMW и Delphi была разработана топливная установка SOFS (твердый окислительный топливный элемент), которую можно разместить под полом салона или багажника либо внутри рамы. Топливная установка представляет собой ящик размером с обычную САБ. В ней размещены химический реактор, в котором мри температуре 800 °С бензин разлагается, выделяя водород (при этом в атмосферу уходит углекислый газ СО.,), и ТЭ, в котором при той же температуре 800 °С в твердом пористом керамическом кубике с окисью циркония водород окисляется кислородом воздуха, подаваемого вентилятором, работающим совместно с регулятором подачи. Такой ТЭ менее чувствителен к посторонним вредным примесям в исходном топливе, более дешев, так как в нем нет дорогих электродов из платины, и выгодно отличается от ТЭ, работающих на метаноле.

Нашла свое применение и битопливная установка (водород +1 бензин), разработанная на фирме Mazda и установленная в водородном купе модели Mazda RX-8 Hydrogen RF. Битопливная установка вместе с серийным РИД размещена ь серийной модели — купе (рис. 13.6). Водород хранится в багажнике в 74-литровом баке под давлением 35 МПа, Он впрыскивается в камеру двигателя в газообразном состоянии, причем на каждую камеру приходится две форсунки. Поскольку теплотворность водорода меньше, чем у бензина, максимальная мощность двигателя надает с 210 до 110 л.с. При необходимости водитель может переключить двигатель на бензиновый режим.