Продольное и профильное скольжение зубьев

15.06.2018

В гипоидной передаче скорость движения любой точки рабочего профиля каждой шестерни может быть разложена на две составляющие: одну — вдоль образующей зуба в данной точке и другую — нормальную к первой. Обычно определяют продольное скольжение профилей по общей образующей начальных поверхностей шестерён, и поэтому нужно определить скорость точки рабочего профиля, лежащей, на начальной окружности.

Так как углы спирали обеих шестерен неодинаковы, скорости точек на их начальных окружностях также неравны друг другу. Скорость в направлении по нормали к образующей одинакова для обеих шестерён, так как зубья находятся в зацеплении, и по направлению линии зацепления не может быть их взаимного смещения, но скорости образующих вдоль элементов зуба отличаются друг от друга. Буквой А отмечена точка зацепления двух зубьев гипоидных шестерен, а горизонтальной линией — касательная к зубьям обеих шестерён. Поэтому нормальная скорость изображается вектором АВ, скорость на начальной окружности ведомой шестерни — вектором АС и скорость на начальной линии ведущей шестерни — вектором АО. Скорость по нормали составляет со скоростями по начальной окружности углы, равные углам спиралей и составляющая скорости, направленная по образующей начальной поверхности ведущей шестерни, равна вектору ВО, а для ведомой шестерни вектору ВС. Таким образом скорость продольного скольжения зубьев в любой точке их зацепления практически равна окружной скорости этой точки относительно оси ведущей шестерни. Интересует будки ремонт? Специалисты компании АвтоТентСервис выполнят работу максимально быстро и качественно.

Профильное скольжение

Кроме скольжения вдоль зуба, в гипоидных передачах, так же как и в других зубчатых передачах, существует взаимное скольжение профилей в плоскости, перпендикулярной образующей зуба, называемое обычно профильным скольжением. Скорость этого скольжения непрерывно изменяется в процессе зацепления. В полюсе зацепления она равна нулю, так как в этот момент обе касающиеся точки шестерён движутся в одинаковом направлении по общей касательной к начальным окружностям и с одинаковой скоростью, равной окружной скорости по начальной окружности. В любой другой точке на линии зацепления касающиеся точки шестерён движутся в различных направлениях и с различными скоростями. Скорость скольжения пропорциональна расстоянию точки зацепления от полюса зацепления, и поэтому достаточно определить её значение для любой точки зацепления, чтобы иметь возможность подсчитать её величину в течение периода зацепления. Эта скорость достигает максимума в конце периода зацепления, поэтому определим её величину в этой точке, как функцию окружной скорости.