2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Новости

Мультивоздушность

Около года назад, рассказывая про Alfa Romeo MiTo, мы упомянули про новую фиатовскую систему привода клапанов Multiair — некий аналог механизма Valvetronic в некоторых моторах BMW, позволяющий обходиться без дроссельной заслонки.

Около года назад, рассказывая про Alfa Romeo MiTo, мы упомянули про новую фиатовскую систему привода клапанов Multiair — некий аналог механизма Valvetronic в некоторых моторах BMW, позволяющий обходиться без дроссельной заслонки.

Теперь устройство системы Multiair рассекречено — и оказалось, что конструкция эта фактически революционная! Во-первых, в отличие от прежних чисто механических устройств, которые изменяют ход клапанов ступенчато, как Honda VTEC и ее производ ные вроде систем Toyota VVTi, Porsche VarioCam или Audi AVL, или плавно, как BMW Valvetronic, Nissan VVEL и Toyota Valvematic, — в итальянской конструкции отсутствует жесткая связь между кулачком и клапаном! Ее заменила гидравлика — единственный распредвал нажимает впускными кулачками на плунжеры миниа тюрных гидроцилиндров, передающих давление моторного масла в рабочие цилиндры, поршни которых и открывают подпружиненные обычным образом клапаны.



Главный узел, который меняет все, — электромагнитный клапан, регулирующий давление в гидросистеме. Пока он закрыт, впускной клапан послушно следует профилю кулачка распредвала. Но стоит электромагниту сработать — открывается сливной канал, давление масла падает и впускной клапан возвращается в свое седло. Процессор, управляя соленоидами, может отрабатывать практически любой закон открытия впускных клапанов! Правда, только внутри зоны, обусловленной профилем кулачка.

 

Multiair позволяет гибко управлять «дыханием» мотора, произвольно регулируя параметр «время—сечение»: италь янские инженеры уверяют, что рост мощности и снижение расхода топлива составляют примерно 10%, крутящий момент в зоне средних оборотов увеличивается на 15%. А концентрацию в выхлопе окислов азота можно уменьшить чуть ли не на две трети!

Первым серийным автомобилем с двигателем Multiair станет Alfa Romeo MiTo 1.4 16V, которую обещают выпустить на рынок уже в сентябре нынешнего года, — двигатель базируется на агрегатах стандартного мотора 1.4 и отличается лишь переделанной головкой блока. Привод выпускных клапанов пока сохранен традиционный — механический.

Несколько позже итальянцы обещают выпустить еще один двигатель — двухцилинд ровый, рабочим объемом 900 см3, специально спроектированный под применение системы Multiair. Для будущего «мышонка» New Topolino?

Интересно, что Multiair стал своеобразным «побочным продуктом» при совершенствовании аккумуляторной системы впрыска дизельного топлива (common rail) пятнадцатилетней давности. Причем работы в этом направлении итальянцы вели под большим секретом, хотя лет шесть назад в печать и просочилась скупая информация о электрогидравлической системе привода клапанов VVA.

Следующий революционный шаг — безвальная система привода клапанов, позволяющая выйти за рамки профиля кулачка. Но такие camless-системы, увы, до сих пор работают только на испытательных стендах.



На этой схеме хорошо видны разные законы открытия впускных клапанов (сверху вниз):
1 — режим максимальной мощности
2 — позднее открытие впускного клапана
3 — раннее закрытие впускного клапана
4 — режим частичных нагрузок
5 — многократное открытие впускного клапана.

 

14 марта 2010 года.